26.05.2009
Из Харькова в Польшу и обратно Нет, видимо, никогда не изживет себя поговорка «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». …Лет десять назад этого артиста можно было увидеть на сцене харьковского театра им. Пушкина, затем — театра им. Шевченко. Теперь же он играет на сцене Киевского театра им. Леси Украинки и снимается в многочисленных фильмах — украинских, российских, польских. Выходит, актера Олега Савкина все-таки оценили. И он этого достоин. А недостаточно прозорливому Харькову остается облизываться и смотреть на земляка во время гастролей киевской русской драмы.
— Олег, вы Харьков еще помните?
— Ну конечно! Я Харьков очень хорошо помню. У меня с ним связаны детство, юность, начало творческой жизни. Собственно, благодаря Харькову-то я и стал актером. Если бы Лесь Сердюк, пусть земля ему будет пухом, сразу не принял меня на свой курс, то не известно еще, был бы я вообще актером или нет.
— Предлагаю не говорить о спектакле «Завещание целомудренного бабника», который вы покажете харьковским зрителям и который они сами смогут посмотреть. Поговорим лучше о том, как вы ушли из Харькова на просторы европейского кино. Недавно вот снимались у Анджея Вайды.
— Да, в Польше я сейчас больше занят в кино. У меня до этого были разные работы, а после того, как снялся у Вайды в картине «Катынь» (там у меня был небольшой, но очень интересный эпизод), я получил еще одно предложение и теперь плотно работаю в одном из популярнейших польских телесериалов «На Вспульной». Вспульна — название улицы, а картина —
о многочисленных житейских историях, происходящих на этой улице. Поляки очень любят сериал, потому что в нем рассказывают истории о них же.
— Разница между польскими и украинскими или российскими сериалами есть?
— Считаю, что пока, по крайней мере, этому польскому сериалу у нас аналогов нет. Ведь что людям интересно? Наверное, истории о себе, то есть правдивые, жизненные. Не такие, как в мыльных операх о каком-то рекламном агентстве, модном бутике или редакции глянцевого журнала с сюжетами, честно говоря, не очень часто встречающимися в реальной жизни. Здесь — житейские истории, сплошь и рядом происходящие с каждым из нас: люди любят друг друга, ссорятся, разводятся или, наоборот, создают семьи и растят детей, то есть все как у большинства из нас. Моего героя ввели два года назад, и он настолько понравился зрителям и продюсерам, что из эпизодического персонажа вырос в одну из главных ролей. Кроме того, работа в этом сериале дала мне возможность участвовать в «Танцах со звездами» в Варшаве прошедшей осенью. Из 14 пар я со своей партнершей Каторжиной Круппой дошел до полуфинала, мы заняли 4‑е место.
— А как вы попали к Анджею Вайде?
— Меня это самого, честно говоря, удивило. Но думаю, что он не выбирал меня лично — ему просто нужен был актер с такой внешностью, а поскольку я до этого уже работал в Польше в небольшом фильме, мои данные остались в одном из польских агентств. Ассистент предложила режиссеру мое фото, оно его, видимо, устроило, и без проб я приступил к работе. То есть меня вызвали на конкретный эпизод, чтобы я его отработал.
— Впечатлением от работы с паном Вайдой поделитесь, пожалуйста.
— Когда он посмотрел на меня в первый раз, уже на съемочной площадке, мне показалось, что я никогда не ощущал такого теплого и доброго взгляда. Вот как будто он смотрит на тебя и обнимает, окутывая с ног до головы теплом, добротой. Будто он всегда знал тебя, любил безумно и хотел, чтобы ты снимался в его фильме! А потом эти мои интуитивные ощущения получили своеобразное материальное, что ли, подтверждение: абсолютно вежливый, уважительный, обходительный и интеллигентный человек, он приглашал меня к монитору и говорил: «Олег, подойдите, пожалуйста, и посмотрите, что мы сняли. Довольны вы этим или у вас есть какие-то свои предложения?». Я не сразу даже, совершенно обалдевший от его обращения, понял — такой мастер спрашивает у меня, доволен ли я! Вот вам, пожалуйста, мое впечатление о «крохотной части» Анджея Вайды.
— А как вы в польском кинематографе существуете в смысле языка? Поднаторели уже?
— Конечно, поднаторел, потому что мой герой работает на польском языке в сериале, благодаря этой практике я и вошел в польскую языковую культуру. Вдобавок, когда был занят в проекте «Танцы со звездами», безвыездно находился в Варшаве четыре месяца, они также стали хорошим практикумом, ведь все общение, интервью, прямые эфиры были на польском. Так что в результате я довольно сносно говорю, что позволяет уверенно себя чувствовать.
— И все-таки, Олег, как вы попали в Польшу в самый первый раз? Обратились в актерское агентство, общались с коллегами, которые там уже обосновались?
— В начале 90‑х годов, если помните, были очень тяжелые времена. Я тогда работал в театре им. Пушкина у Александра Сергеевича Барсегяна. Поработал недолго и вдруг услышал о том, что в Москве проходит какой-то кастинг для польского частного мюзикла «Метро». Я поехал туда, и из 5 тысяч претендентов меня отобрали в двадцатку, которую и пригласили работать в Варшаве. Пришел с этим радостным известием к Александру Сергеевичу и сказал, что не хочу, мол, уходить из театра, но, в то же время, очень хочу попробовать себя, а потом, конечно, вернусь. Но меня поставили перед выбором: либо я работаю в театре, либо… Я сделал свой выбор и уехал в Польшу.
— А Резникович вас сейчас отпускает из театра спокойно?
— Я всегда стараюсь все свои личные работы согласовывать в театре. И теперь, когда мне нужно было на четыре месяца уехать в Варшаву, Михаил Юрьевич дал добро, поэтому я и участвовал в «Танцах со звездами». Он освободил меня даже от репетиций, попросил только, чтобы я приезжал на спектакли. И вот я четыре месяца летал на свои спектакли в Киев, отыгрывал — и тут же обратно. Я ни разу не подвел театр, считаю, что актер и должен именно так поступать. Понятно, что нам всегда хочется большей занятости, большего участия в своей профессии, но нельзя забывать о том, что для тебя родное, настоящее. И ты не смеешь подводить коллектив. За 10 лет работы в театре им. Леси Украинки я ни разу не получил отказа от его художественного руководителя. При этом уже трудно сосчитать, в скольких проектах и в кино, и на телевидении и на родине, и за границей я отработал.
— Олег, думаю, что процентов на 80 вашему благополучию в этом смысле вы обязаны урокам, которые вынес Михаил Юрьевич из конфликтов, допустим, с Ольгой Сумской. Ведь ваш режиссер далеко не всегда столь либерально смотрел на желание актеров поработать «на стороне»…
— В подробностях я об этом не знаю, потому что не застал. Но у каждого артиста с руководством свои личные отношения. И не только в нашем театре. Но на своем опыте знаю, что Михаил Юрьевич никогда не мешает актеру работать на стороне, если тот честен по отношению к театру. А если сказывается больным, дабы не приходить на спектакль или на репетиции, а потом выясняется, что в это время вовсе не болел, а был на съемках или проводил концерт, то после этого человек уже не получает карт-бланш. Если же поступает честно, ему, я знаю, никаких препятствий в театре никто не чинит.
— Значит, виновата была Ольга Сумская? Или разговоры о ее вине слишком преувеличены?
— Я не хотел бы обсуждать Олю, тем более что давно и хорошо с ней знаком, являюсь свидетелем ее роста и в театре, и в других жанрах, поэтому вопросы лучше адресовать ей.
— А в украинские «Танцы со звездами» не звали?
— Нет.
— Пойдете, если пригласят?
— Проект «Танцюю для тебе» очень отличается от «Танцев со звездами», который был первым. И скажу честно: в Польше я прикоснулся к такому уровню аналогичного проекта, что в проекте на порядок ниже мне участвовать уже не хочется. Смотрю на то, что делается в проекте «Танцюю для тебе», я вижу какую-то профанацию.
— На неудобный вопрос ответьте, пожалуйста: при всех ваших достижениях отечественная пресса о вас часто пишет?
— Честно говоря, не отслеживаю, но было… Ой, было как-то! История такая. Приблизительно два года назад со мной произошел несчастный случай на спектакле «Завещание целомудренного бабника». Прямо на сцене мне попали шпагой в глаз. Я доиграл спектакль, а потом меня увезли в больницу, где я пролежал две недели. В это время мне позвонили от Таи Повалий и попросили, чтобы я принял участие в съемках ее клипа на песню «За тобой». Я объяснил, что с радостью поработал бы, но, к сожалению, у меня сейчас проблема с лицом. Режиссер сказал: «Мы от вашего участия не отказываемся, а наоборот, на этом сыграем: сделаем вам повязку на глаза». Так в кадре все и осталось: я, герой с повязкой на глазах, работаю вместе с Таей Повалий. На это пресса отреагировала весьма своеобразно: рассказывали, что Игорь Лихута приревновал меня к жене, произошел инцидент на съемочной площадке, а результат — повязка на глазах раненого героя. Вот такая «летала утка»…
Автор: Тамара НЕВСКАЯ
Источник
Харьковские известия